Сборник научных трудов факультета психологии бфсгу под общей редакцией Э. Ю. Чикиревой Балашов 2004 - страница 16

^ О.В. Пучкова
Балашов, Балашовский филиал СГУ им. Н.Г. Чернышевского ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧИТЕЛЕЙ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
^ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной и зарубежной психологии достаточно давно. В исследованиях показано, что в процессе социализации непосредственное влияние на развитие личности ребёнка оказывает педагог, посредством педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, от стиля общения учителя. Для младших школьников учитель является наиболее значимым, референтным лицом.

В исследованиях эффективного стиля учебной деятельности показано, как ребёнок осуществляет учебную деятельность: как запоминает, организует внимание, осуществляет анализ и решение интеллектуальной задачи и т.д. [1]. Это позволяет утверждать, что исследование взаимосвязи индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителей и уровня интеллектуального развития учащихся актуально в психологии образования.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении взаимосвязи индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителей и уровня интеллектуального развития младших школьников.

Экспериментальное исследование проводилось в сентябре — ноябре 2003 года с детьми 3-го класса средней общеобразовательной школы п. Зерновой (I группа, учитель Лариса Викторовна, 6 учеников), с. Золотуха (II группа, учитель Тамара Николаевна, 5 учеников) и п. Орлов-Гай (III группа, учитель Светлана Ивановна, 4 ученика). Всего 15 человек детей. Для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся была использована методика Д.Векслера.

Анализ результатов по методике Д. Векслера показал, что учащиеся 3-го класса I группы (6 чел.) в среднем выполнили вербальные и невербальные задания менее успешно (52 %), что может свидетельствовать о низком уровне словесного формулирования действий, неразвитом умении последовательно решать перцептивные задачи, об отсутствии активности к умственной деятельности, низком уровне концентрации внимания, неразвитом умении соотносить части и целое, неспособности к логическому обобщению, низкой скорости формирования новых навыков.

Наиболее успешно выполнили задания ребята из II (5 чел.) и III (4 чел.) групп (79/80 %, соответственно), что может свидетельствовать о высоком уровне образованности, объёме и уровне относительно простых знаний, направленности и широте познавательных знаний, степени развития основных интеллектуальных функций памяти и мышления, самостоятельности, о высоком уровне концентрации внимания, сообразительности, о большом словесном запасе, хорошем чувстве меры и адекватности необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова.

Для выявления факторов, способствующих высокому развитию интеллектуального уровня учащихся, было предложено исследовать индивидуальный уровень развития коммуникативных способностей учителей.

Экспериментальное исследование проводилось в декабре 2003 года с преподавателями 3-х классов: Ларисой Викторовной (I группа, стаж работы 23 года, возраст — 45 лет, п. Зерновой), Тамарой Николаевной (II группа, стаж работы 13 лет, возраст — 43 года, с. Золотуха) и Светланой Ивановной (III группа, стаж работы 21 год).

Для диагностики индивидуального уровня коммуникативных способностей учителей были использованы: методика оценки коммуникативных способностей учителя Л.М. Митиной [3]; карта-схема самоконтроля (контроля) педагогических воздействий учителя Л.М. Митиной [3].

Анализ результатов экспериментального исследования по методике оценки коммуникативных способностей позволил условно разделить педагогов на две подгруппы: А и Б. В подгруппу А вошли педагоги с высоким уровнем развития коммуникативных способностей (Тамара Николаевна и Светлана Ивановна). В подгруппу Б вошёл учитель Лариса Викторовна со средним уровнем развития коммуникативных способностей и уровнем педагогического мастерства. Наименьшие баллы
(3 балла) ею были набраны по таким показателям методики, как «Голос», «Выразительные движения», «Движение в пространстве класса», «Эмоции», «Наблюдательность», «Взаимодействие: учитель — класс, учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — ученики».

Анализируя результаты наблюдения, можно сделать вывод, что для педагогов, достигших высокого уровня педагогического мастерства, характерны такие качества, как личностная эмоционально-окрашенная позиция по отношению к детям: их интересы направлены на личность учащихся, их отличают внутреннее и внешнее спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, сбалансированность индивидуальных личных качеств, уважительное отношение к детям, понимание их неповторимости, своеобразия и чистоты, признание и уважение чувства их собственного достоинства независимо от показателей их учебной деятельности, поведения и личностных проявлений.

Анализ результатов исследования показал, что индивидуальный уровень развития коммуникативных способностей учителя влияет на организацию условий обучения и может либо способствовать, либо сдерживать уровень интеллектуального развития детей.

Список литературы: 1. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1999. — № 3 — 4. — С. 36 — 45. 2. Митина, Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя / Л.М. Митина. — Кемерово, 1996. — С. 49. 3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара: Издательский дом БАХРА-М, 2000. — С. 672.


2720247662751645.html
2720304077516580.html
2720351706392124.html
2720486872799883.html
2720635244601001.html