Международный конкурс инновационных проектов, ориентированных на партнерство государств и цивилизаций - страница 40

^ 4.5. Специальный автобус малой вместимости для перевозки инвалидов в колясках
Представляют проект:

СГТУ Академия инноватики, ООО «КоБор»

410054 Саратов, ул. Политехническая, 77 (СГТУ);

^ ЗАО «ТРОЛЗА»

Россия, 413105, Саратовская область, г. Энгельс, Микрорайон 1, (www.trolza.ru).

Цели и задачи проекта

Целью проекта является разработка специального транспортного средства для перевозки инвалидов и инвалидов в колясках. В России существует Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 г.», в рамках реализации которой и разрабатывается проект.

Основной задачей проекта является обеспечение инвалидам нормальной жизни.

^ Обоснование целесообразности решения проблемных задач

Существующие в России автомобили на базе «Газели» не отвечают требованиям ГОСТ Р 54090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов». В то же время в автомобилях «Газель» установлены подъемники, резко удорожающие машину, и в этих машинах инвалида из коляски необходимо пересаживать на сиденье.

Поэтому в данном проекте рассматривается низкопольный автомобиль, который отвечает ГОСТ, исключает подъемник и позволяет одновременно перевозить шестерых инвалидов, двое из которых едут в колясках без пересадки их в кресла машины.

^ Сроки и основные этапы реализации проекта




п/п

Наименование этапа

Начало и конец этапа

Результат

1

Этапы проектирования

Численный эксперимент

Разработка конструкторской документации

Разработка технологических карт

1-й год

  1. Рабочая документация

2

Изготовление двух образцов машины

Прочностные и эксплуатационные испытания

Сертификация

Подготовка серийного производства

1-й год

  1. Два экземпляра готовой машины

  2. Участие в выставках

  3. Сертификация
Оценка ожидаемой эффективности

Автобус малой вместимости для перевозки инвалидов в колясках спроектирован в соответсвии с ГОСТ Р 51090-97 и ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов». Учитывая, что число перевозимых инвалидов — шесть человек, два из которых адут непосредственно в своих креслах-колясках, в планировке салона предусмотрен круг для разворота коляски, а низкий пол позволяет въезжать по пандусу без подъемника, подобная машина полностью удовлетворит ожидания 3% населения ЕврАзЭС.

^ Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Выполнение проекта в полном объеме позволит создать специализированное транспортное средство для перевозки инвалидов в колясках. Это поможет решить важный социальный момент нашего содружества — привлечение к полноценной жизни значительного числа инвалидов. Аналогов подобной машины в мировой практике машиностроения нет. Есть автомобили, в которых предусмортены места для инвалидов, но в нашей стране эта перспектива пока не работает. Инвалид не может въехать в переполненные пассажирские транспортные средства.

Объем налогов в годах может составлять при объеме 50 машин в год — 3 млн 575 тыс. руб. при цене машины 550 тыс. руб. Рентабельность — 1,96 руб. на вложенный рубль. Срок окупаемости — 0,5 года.

^ Объем привлекаемых средств по источникам финансирования


Года

Объем средств, руб.




Бюджет

Вне бюджета

Всего

1-й год

8 млн

2 млн

10 млн

2-й год

6 млн

2 млн

8 млн













Итого

14 млн

4 млн

18 млн
В случае реализации проекта рабочая документация может быть передана любой из стран ЕврАзЭС по усмотрению Комитета по инновациям.


^ 4.6. Образовательная программа формирования системы эколого-энергетической компетентности учащихся лицея № 179 г. Санкт-Петербурга
Представляют проект:

А.С. Обуховская, Н.Л. Бова, Л.А. Батова.

^ Актуальность и конкурентные преимущества проекта

Пути решения глобальных экологических проблем неразрывно связаны с формированием у подрастающего поколения экологического мировоззрения и культуры. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения для совершения научно-технологического переворота, который приведет к экологически безвредному состоянию окружающей среды, к энергетической безопасности и стабильности. В 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила начало десятилетия образования в интересах устойчивого развития общества:

Устойчивое развитие общества требует активной деятельности образовательных учреждений для подготовки выпускников, способных участвовать в решении вопросов эколого-энергетической безопасности страны.

В ГОУ «Лицей № 179» г. Санкт-Петербурга разработана система классной и внеклассной деятельности, обеспечивающая создание условий для реализации экологического, и в частности эколого-водородного образования (рис. 1). Стержневой основой системы является интеграция эколого-энергетического содержания в школьные учебные программы, практико-ориентированная деятельность, обеспечивающая формирование идеологии альтернативной, в том числе водородной энергетики.

Рис.1.




^ Содержание проекта

Учителями лицея разработана серия интегрированных и бинарных уроков (экология-химия, экология-биология, экология-физика). Эколого-водородная составляющая таких уроков стимулирует мотивацию обучения, познавательную активность, способствует аналитической деятельности. Например, знакомство с учением В.И. Вернадского (бинарный урок экология-биология) помогает учащимся понять опасность необратимых планетарных процессов, связанных со сжиганием углеводородного топлива. Тема «Альтернативные источники энергии. Атомная энергетика» изучается на бинарных уроках экология-физика. О влиянии на здоровье человека антропогенных факторов, о социально-значимых проблемах углеводородной энергетики речь идет на уроках экологии, экологии человека, биологии, химии, физики.

Элективные курсы «Энергия — источник существования жизни на Земле» разработаны учителем лицея № 179 Н.Л. Бовой, заслуженным учителем РФ.

Анализ эффективности различных форм организации деятельности учеников привел нас к созданию двух клубов: клуба старшеклассников и эколого-водородного клуба, а также медико-экологического лектория.

Клуб старшеклассников был создан 15 лет назад. В его научно-исследовательских секциях занимаются в основном ученики 9–11 классов (естественнонаучный и медицинский профиль). Ребята проводят экспериментальную работу, изучают экологическое состояние воды, почвы, воздуха. Клуб является составной частью системы классной и внеклассной деятельности, в основу которой положены идеи творчества, развития, интеграции знаний, умений в предметной и надпредметной области, самореализации, экологизации, экологической ответственности и культуры.

Медико-экологическому лекторию также 15 лет. Он помогает проводить водородный всеобуч, развивать способность всесторонне рассматривать глобальные эколого-энергетические проблемы, формировать критически мыслящую личность.

В работе эколого-водородного клуба, которому исполнилось три года, принимают участие ученики 10–11 классов, избравших как медицинский, так и технический профиль обучения. Интересы учеников — участников одного и второго клубов объединяются на занятиях по экологии, а также во время проведения семинаров и конференций. Для будущих медиков (медицинские классы) важна медико-биологическая роль водорода в жизнедеятельности человека, а также экологические последствия воздействия углеводородного топлива на окружающую среду. Для учеников технического профиля важны физико-математические и технологические подходы в решении проблем альтернативной энергетики.

Школьный эколого-водородный клуб является ассоциированным членом студенческого международного клуба водородного всеобуча МИРЭА, созданного в порядке социологического эксперимента в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА). Работа эколого-водородного клуба строится в соответствии с образовательной программой.

Цель образовательной программы — реализация деятельностно-проблемного подхода для продвижения идей перехода к альтернативной, в том числе водородной энергетике; развитие личности, понимающей необходимость и значимость такого перехода.

Направления деятельности:

Задачи образовательной программы:

Создать условия для формирования у учеников экологического мировоззрения, культуры

Условия, позволяющие решить задачу: школьный компонент учебного плана включает курс общей экологии и экологии человека. В содержание ряда предметов введены вопросы экологии, что способствует интеграции знаний.

Учащиеся занимаются научно-исследовательской и экспериментальной деятельностью — например, исследование экологического состояния воды рек Невы, Охты, малых рек и озер Санкт-Петербурга и пригородов; изучение качества атмосферного воздуха, почвы. Лицей — ассоциированная школа ЮНЕСКО, коллективный член МАНЭБ, участвует на протяжении 14 лет в международных проектах Baltic Sea Project, «Всемирное природное и культурное наследие», Coast watch.

Привлечь внимание школьников к жизненно важным проблемам: водородному топливу, альтернативной, в том числе водородной энергетике, водородной экономике

Условия, позволяющие решить задачу: элективные курсы «Энергия — основа жизни на Земле», «Энергосбережение». Экспериментальная работа учеников с солнечно-водородным комплексом и лабораторно-демонстрационным комплексом «Водородная энергетика». Комплексы подарены лицею Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе. Демонстрация экспериментальной модели автомобиля на водородном топливе (подарок международного водородного клуба МИРЭА).

Пропагандировать водородную энергетику, как экологически чистую, соответствующую позитивному развитию научно-технического прогресса. Девиз: «Водородная энергетика — источник экологически чистой и ресурсно неограниченной энергии»

Условия, позволяющие решить задачу: ролевые игры, конференции, семинары, фестивали, организуемые учителями и учениками лицея для учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Родительские собрания, на которых ученики рассказывают о своей экспериментальной работе. Информация о работе клуба «Водородный всеобуч» в СМИ Санкт-Петербурга.

^ Расширять информационное поле водородного всеобуча

Условия, позволяющие решить задачу: использование информационно-коммуникационных технологий для обсуждения с учащимися ближнего и дальнего зарубежья проблем экологической и энергетической безопасности стран в целях устойчивого развития общества. Например, интернет-конференция с учениками из Финляндии, Швеции. Приглашение в лицей № 179 учеников школы-интерната № 58 и студентов политехнического колледжа № 39 г. Москвы для участия в эколого-водородных фестивалях в 2006 и 2007 гг.

^ Развивать социальное партнерство

Условия, позволяющие решить задачу: сотрудничество с Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе; с Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И.И. Мечникова; с Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики, Международным клубом МИРЭА.

^ Стимулировать общественную аттестацию и презентацию работы клуба

Условия, позволяющие решить задачу: участие учеников лицея в международных, всероссийских и городских олимпиадах и конференциях. Выпуск листовок, работа школьного радио, публикации в сборниках, журналах. Проведение фестивалей, конференций, семинаров.

^ Технологии в деятельности клуба

Технологии личностно-ориентированного обучения

Цель: формирование компетентности, инициативы, творческого подхода при решении поставленных задач; стимулирование, самореализации, самообразования учащихся. Расширение информационного поля учеников, связанного с экологией, углеводородной энергией, альтернативными источниками энергии.

Технология перспективно-опережающего обучения

Цель: формирование целостного системного мировосприятия учащихся, преодоление разрозненности, «лоскутности» знаний учащихся о взаимосвязях и взаимоотношениях объектов, явлений и процессов в природе, обществе и познании.

^ Технология мастерских

Цель: предоставить учащимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, участвовать в творческом, совместном поиске.

Обучение в сотрудничестве — групповая, командная работа.

Цель: обеспечение активности ученика в учебном процессе, достижение определенного уровня самостоятельности и умения работать в коллективе, формирование социально-коммуникативной компетентности.

^ Педагогика сотрудничества

Цель: осуществление гуманно-личностного подхода к ребенку, единство обучения и воспитания, формирование ключевых компетенций, развитие ноосферного мышления, эколого-энергетического мировоззрения.

^ Технология проведения дискуссии

Цель: стимулировать старшеклассников обсуждать и осмысливать проблемы альтернативной, в том числе водородной энергетики водородной экономикиводородной цивилизации.

Технология ролевой игры в форме проведения конференций, круглых столов, фестивалей.

Цель: вовлечь подростков и старшеклассников в серьезный нравственный анализ и самоанализ, оценку различных не­гативных жизненных ситуаций. Формирование социальной компетентности, осмысление роли личности в развитии энергетической составляющей страны.

Информационно-коммуникационные технологии

Цель: оптимизация учебного процесса. Активизация познавательной, интеллектуальной деятельности учеников. Расширение информационного поля в области эколого-энергетических проблем, энергетической безопасности страны.

^ Система инновационной оценки «портфолио»

Цель: персонифицированное сопровождение учеников. Активизация развития потенциальных возможностей учеников. Создание ситуаций сотрудничества и успеха.

^ Результаты деятельности

Более успешное усвоение учащимися учебных программ, обеспечивающих углубленную подготовку по физике, химии, экологии, о чем свидетельствуют результаты внешней и внутренней экспертизы учебного процесса.

Сформированность предметных и ключевых компетенций. Доказательством является участие в олимпиадах, конференциях, фестивалях разного уровня.

Создание макета экологически чистого дома или дома XXI в. под руководством профессора Е.И. Терукова (ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН).

Мотивированное, осознанное понимание необходимости энергосберегающей деятельности, развития альтернативной, в том числе водородной энергетики.

Сотрудничество с социальными партнерами: МИРЭА ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, СПбГМА им. И.И. Мечникова, образовательные учреждения Беларуси, Швеции, Финляндии.

Каналы трансляции опыта:

Создание макета «Дома XXI в.» — первый этап формирования эколого-энергетической компетентности учеников.

Второй этап рассчитан на 2010–2012 гг. В 2010–2011 гг. ученикам будет предложено детально разработать модель дома XXI в. Нужно будет технически и экономически обосновать выбор строительного материла для дома. В решении этой проблемы ученикам помогут интегрированные знания и надпредметные умения, полученные на уроках естественнонаучного направления, информатики, на занятиях энергоэкологического клуба и клуба старшеклассников.

Смета расходов на реализацию второго этапа — строительство и эксплуатация энергосберегающего дома:

суммарные затраты на строительство дома площадью 100м2 — 3 млн руб.;

^ Система энергоснабжения:

1. Солнечная батарея NP130GK (6×130Вт);

Инвертор-контроллер Studer C 2624 S/2,3 кВт, 24 В->230 B;

Аккумуляторная батарея, АБ (8 × 200 Ah/12 B),

необслуживаемые типа AGM, 800 Ah/24 B — 430 тыс. руб.

2. Ветрогенератор EuroWind 2 производительностью 200-3000 Вт — 72 тыс. руб.

3. Электролизер, топливно-водородные ячейки, водородный картридж — 400 тыс. руб.

комплектация школьной лаборатории (1 лаборатория):

1. Мебель — 300 тыс. руб.

2. Лабораторное оборудование — 1 млн руб.

3. Компьютеризация лаборатории — 500 тыс. руб.

4. Оплата труда учителей, консультантов, технического персонала (в год) — 500 тыс. руб.

5. Оборудование подсобных помещений — 1 млн 500 тыс. руб.

Итого: 8 млн 802 тыс. руб.

^ Предложения инвесторам

Принять участие в финансировании строительства экспериментального экодома XXI в. Опыт и документация по организации энергоэкологического обучения лицея № 179 Санкт-Петербурга может быть передан заинтересованным учебным заведениям России и других стран в соответствии с заключенными контрактами.



2724504337392417.html
2724669716965022.html
2724707634470320.html
2724824568457348.html
2724881831728061.html