Правила безопасности на предприятиях по обогащению и брикетированию углей (сланцев) - страница 2



Тросы, веревки и предохранительные пояса должны быть испытаны и промаркированы. Зачистка остатков угля в бункерах разрешается только сверху вниз. Если уголь завис на одной стороне стенки бункера или отсека, то спуск рабочих в бункер на глубину более 1 м от верхнего уровня угля не допускается. При этом веревка от пояса работающего привязывается со стороны, противоположной зависшему углю.

Перед спуском рабочего в бункер лицо, отвечающее за безопасность работ при зачистке, обязано:

измерить концентрацию метана в бункере. Запрещается работать в бункере при содержании метана 2% и более;

остановить со снятием напряжения загрузочно-разгрузочные механизмы, проверить пробным включением отсутствие напряжения и вывесить плакаты „Не включать! В бункере люди". Плакаты могут быть сняты только после выхода людей из бункера по указанию лица, ответственного за очистку бункера.

При зачистке бункеров углеприемных ям необходимо включить сигнал, запрещающий подачу железнодорожных вагонов, предварительно поставив в известность дежурного по станции.

3.26. Погрузка брикетов в железнодорожные вагоны должна производиться в соответствии с Инструкцией ведения технологического процесса на брикетных фабриках.

Брикеты перед погрузкой в вагоны должны быть охлаждены до температуры не более 45 0С.

3.27. Запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в радиусе действия ковша.

3.28. Запрещается нахождение людей на складах со скреперной погрузкой в радиусе действия тросов, блоков и скреперов в период их работы.

3.29. На складах с разгрузкой посредством экскаваторов высота штабеля угля в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом не должна превышать высоты черпания экскаватора.

Выполнение всех работ и эксплуатация оборудования на таких складах должна производиться в соответствии с требованиями указанных Правил.

3.30. При эксплуатации бульдозеров на предприятиях (угольных складах, породных отвалах и т. п.) условия безопасной работы должны определяться местными инструкциями, утвержденными главным инженером, разработанными в соответствии с требованиями Правил безопасности, Типовой инструкцией по охране труда для машиниста бульдозера и Инструкцией по безопасным методам работы бульдозериста на угольных предприятиях.

При подаче угля в приемные воронки угольных складов с  помощью бульдозера на складе должна быть установлена световая предупредительная сигнализация о работе выдачных питателей.

3.31. Максимальный угол откоса складируемого материала не должен превышать при работе бульдозеров на подъем 25°, а при работе под уклоном (спуск с грузом)- 30е.

3.32. Штабеля топлива должны располагаться таким образом, чтобы их подошва была не ближе 2,5 м от головок крайних к штабелям рельсов железнодорожных путей и 1,5м от бровки автодороги. При необходимости установки между штабелем и железнодорожными путями машин для производства погрузочных и штабелевочных работ расстояние между ними должно быть увеличено с таким расчетом, чтобы машины во всех положениях и при поворотах верхних тележек не приближались к путям ближе чем на 2 м, считая от головки ближнего рельса.

3.33. Штабелевание и, особенно, отгрузка топлива из штабеля должны производиться без образования крутых откосов во избежание обрушения или сползания топлива. При кратковременном образовании крутых откосов запрещается приближаться к ним как по верху штабеля, так и снизу. Крутые откосы следует обрушивать бульдозерами или грейферными кранами.

У крутых откосов штабеля должны быть установлены предупреждающие знаки безопасности.

^ 4. ФАБРИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

ВНУТРИФАБРИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

4.1. Эксплуатация конвейерных лент должна производиться в соответствии с Правилами эксплуатации, хранения и отбора для восстановительного ремонта конвейерных лент.

4.2. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты и т. п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты в зонах рабочих мест), к которым возможен доступ обслуживающего персонала и лиц, работающих вблизи конвейеров, должны быть ограждены.

4.3. Участки лент, набегающих на барабан, должны быть ограждены по длине не менее чем на 1 м. Передвижные конвейеры, не закрытые специальными кожухами, должны быть ограждены перилами на высоту не менее 0,9 м от уровня пола по всей длине и ширине.

В ограждениях должны быть двери для прохода людей в зону перемещения конвейера. Двери должны иметь блокировку, обеспечивающую остановку конвейера при их открывании.



4.4. Конвейеры (ленточные, скребковые, пластинчатые и др.) и конвейерные установки должны быть оборудованы устройствами, позволяющими:

аварийно останавливать привод конвейера с любого места по всей длине со стороны обслуживания;

обеспечивать перед пуском автоматическую подачу звукового сигнала длительностью не менее 5 с, четко слышимого по всей длине конвейера;

обеспечивать местную блокировку, предотвращающую пуск данного конвейера с пульта управления и рабочего места,

4.5. Ленточные конвейеры должны иметь:

датчики бокового схода ленты, отключающие привод конвейера при сходе ленты в сторону более 10 % ширины или подающие сигнал оператору пульта управления, расположенные на расстоянии до 15 м от приводного и натяжного барабанов конвейера;

центрирующие устройства, предотвращающие сход ленты в сторону на расстояние более 10% ее ширины;

устройство для очистки ленты и барабанов от налипающего материала;

устройство реле скорости, отключающее привод конвейера при снижении скорости ленты до 75 % номинальной;

средства автоматического отключения всех конвейеров, транспортирующих груз на остановившийся конвейер;

сбрасыватели на холостой ветви ленты перед натяжным барабаном;

средства механизированной уборки просыпей на вновь проектируемых предприятиях.

4.6. Пластинчатые и скребковые конвейеры должны иметь по всей длине защитные борта, закрывающие ролики и края пластин. Винтовые конвейеры (шнеки) должны быть полностью закрыты.

4.7. Места подвески контргрузов и канаты натяжных устройств конвейеров должны быть ограждены на высоту не менее 2 м сеткой с размером ячейки не более 50x50 мм и оборудованы грузоподъемными механизмами для обслуживания грузов.

В зонах прохода у канатов натяжных станций канаты должны быть заключены в трубы или иметь другое надежное ограждение на случай разрыва каната.

4.8. Все наклонные конвейеры и элеваторы с углом наклона более 6° должны быть оборудованы тормозными или стопорными устройствами, исключающими обратный ход механизма после его остановки.

При углах наклона более 10° ленточные конвейеры длиной более 100м оборудуются устройствами, улавливающими ленту при ее разрыве. Срок оснащения конвейеров ловителями устанавливается по согласованию с местными органами госпроматомнадзора.



4.9. Скорость движения конвейерной ленты для ручной выборки породы и посторонних предметов не должна превышать 0,4 м/с. Ширина этих лент должна быть не более 1,2 м. Расстояние от уровня обслуживающей площадки до уровня ленты устанавливается в пределах 0,7 - 0,9 м. Рабочие места выборщиков должны быть ограждены бортами от ленты. При ширине ленты 800 мм и более выборщики должны располагаться по обе стороны ленты в шахматном порядке на расстоянии не менее 1 м друг от друга.

4.10. Для перехода через конвейеры длиной более 20 м в необходимых местах должны устанавливаться постоянные металлические переходные мостики со ступеньками и поручнями. Мостики должны размещаться друг от друга на расстоянии не более 50 м в производственных помещениях и 100 м - в галереях, на эстакадах.

В местах прохода под ленточными конвейерами устанавливаются полки для защиты людей от падающих с ленты кусков транспортируемого материала, выступающие за габариты конвейера не менее чем на 1 м.

При расположении нижней ветви ленты на высоте более 0,7 м от уровня пола необходимо ограждать ленту и нижние ролики или устанавливать перила высотой не менее 1 м вдоль става конвейера.

4.11. В конвейерных галереях расстояние от наиболее выступающих частей конвейеров до нижних поверхностей выступающих строительных конструкций (коммуникаций) должно быть не менее 0,6 м. В проходе для людей не должно быть выступающих частей.

4.12. Ширина проходов для обслуживания должна быть не менее 0,7 м для конвейеров всех видов (кроме пластинчатых), а на предприятиях, спроектированных с 1975 г.: 0,75 м для конвейеров всех видов (кроме пластинчатых); 1 м для пластинчатых конвейеров; 1 м между параллельно установленными конвейерами; 1,2м между параллельно установленными пластинчатыми конвейерами.

Примечания:

1. Ширина прохода между параллельно установленными конвейерами, закрытыми по всей трассе жесткими или сетчатыми ограждениями, может быть уменьшена до 0,7м,

2. При наличии в проходе между конвейерами строительных конструкций (колонн, пилястр и т. п.), создающих местное сужение прохода, расстояние между конвейером и строительными конструкциями должно быть не менее 0,5 м на длине прохода до 1 м. Эти места прохода должны быть ограждены со стороны конвейера.

3. На участках трассы конвейера, над которым перемещаются погрузочные и разгрузочные устройства, ширина прохода с обеих сторон конвейера должна быть не менее 1 м. Требование не распространяется на ленточные конвейеры с лопастными питателями, размещенные в подштабельных галереях.

4.13. Для вновь проектируемых и реконструируемых предприятий на приводных и натяжных станциях конвейеров должны предусматриваться грузоподъемные средства.



4.14. Расстояние между стеной и конвейером с неходовой стороны должно быть не менее 0,4м.

4.15. На предприятиях, спроектированных с 1975 г., высота прохода вдоль конвейера должна быть не менее:

2,1 м для конвейеров с постоянными рабочими местами, установленных в производственных помещениях;

2 м для конвейеров, не имеющих постоянных рабочих мест, установленных в производственных помещениях;

1,9 м для конвейеров, установленных в галереях, тоннелях и на эстакадах. При этом потолок не должен иметь острых выступающих частей.

4.16. Для безопасного движения людей по наклонным галереям с углом наклона более Т на полу должны укладываться трапы с планками, прикрепленными через 0,4 - 0,5 м и устанавливаться металлические поручни вдоль става конвейера.

4.17. Лестницы переходных мостиков, площадок для обслуживания конвейеров должны иметь угол наклона к горизонту:

не более 45° при постоянной эксплуатации;

не более 60е при эксплуатации 1-2 раза в смену;

90° при эксплуатации не более 1 раза в смену.

Ширина лестниц должна быть не менее 0,7 м. Допускается изготовлять вертикальные лестницы шириной от 0,4 до 0,6м.

Применение вертикальных лестниц допускается только в случае невозможности размещения маршевых лестниц.

Вертикальные лестницы высотой более 2 м должны иметь ограждения в виде дуг со стороны спины рабочего, перемещающегося по лестнице.

Лестницы должны быть ограждены поручнями высотой не менее 1 м.

4.18. Настилы переходных мостиков и площадки должны быть выполнены из материалов, не допускающих скольжения.

4.19. Запрещается:

находиться людям на конвейере, переходить через конвейеры при отсутствии специальных устройств, использовать конвейеры для перевозки людей, инструментов, оборудования;

очищать и ремонтировать на ходу приводные натяжные барабаны, поддерживающие и отклоняющие ролики ленточных конвейеров, а также устранять буксование лент;

эксплуатировать конвейер при неисправных очистителях, трении ленты о неподвижные части роликоопор, галерей и става конвейера, неисправных стыках и порывах ленты, движении ленты по просыпи угля, отсутствии свыше 10% поддерживающих роликов, неисправных роликах и отсутствии очистителя внутренней стороны ленты или сбрасывателя перед натяжным барабаном;

убирать просыпи из-под ленты при работающем конвейере.



^ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ СРЕДСТВА

4.20. К грузоподъемным средствам и приспособлениям, применяемым и эксплуатируемым на предприятиях, предъявляются требования действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, ВНТП 26-82.

4.21. Запрещается стоять под поднимаемым грузом и находиться в непосредственной близости от него, а также ремонтировать оборудование, находящееся на весу.

Порядок ведения работ стропальщиком определяется Инструкцией по безопасному ведению работ для стропальщиков (зацепщиков), обслуживающих грузоподъемные краны.

Груз при его перемещении в горизонтальном направлении должен быть предварительно поднят на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

При подъеме груза он должен быть предварительно приподнят на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

При подъеме грузов на верхние этажи зданий и сооружений опасная зона должна быть ограждена. На ограждении вывешиваются плакаты „Стой! Опасно для жизни", „Проход запрещен!" или выставляются дежурные посты.

Запрещается поднимать грузы механизмами, не предназначенными для этой операции, а также поднимать (транспортировать) грузы, масса которых превышает номинальную грузоподъемность подъемно-транспортного средства.

4.22. Все площадки монтажных проемов должны быть оборудованы устройствами для зацепа предохранительных поясов и приспособлениями для затягивания грузов на площадки.

4.23. Подъем, монтаж и демонтаж тяжелого и крупногабаритного оборудования относятся к работам с повышенной опасностью и должны выполняться по письменному наряд-допуску (приложение 5) в присутствии ответственного руководителя работ.

4.24. Предохранительные решетки монтажных проемов должны быть укреплены на шарнирах, открываться внутрь зданий и быть постоянно закрытыми на запор. На решетках вывешиваются плакаты „Не открывай без предохранительного пояса!".

4.25. На всех площадках монтажных проемов, оборудованных стационарными грузоподъемными механизмами, должны быть установлены кнопки подачи звуковых сигналов и кнопки для аварийной остановки грузоподъемного механизма. На всех площадках должна быть вывешена таблица шифров сигналов и указано место зацепа предохранительных поясов.

4.26. Подвесные канатные дороги должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог.



^ 5. ОБОГАЩЕНИЕ, РАССОРТИРОВКА И БРИКЕТИРОВАНИЕ УГЛЯ

ОБОГАЩЕНИЕ И РАССОРТИРОВКА

5.1. В дробильно-сортировочных отделениях перед дробильными машинами должны быть установлены железоотделители.

Извлечение, сбор и хранение взрывчатых материалов следует производить согласно утвержденной главным инженером предприятия инструкции, соблюдая при этом правила безопасного обращения с электродетонаторами (приложение 6).

5.2. Запрещается спуск людей в рабочее пространство дробилки без применения предохранительных поясов и временных настилов над загрузочными отверстиями дробилки.

5.3. Очистка внутренних поверхностей корпусов отсадочных машин и тяжелосредных сепараторов от шлама и осевшего материала должна производиться не менее чем двумя рабочими. При очистке рабочие должны пользоваться предохранительными поясами.

5.4. Расшламовка машин, очистка, уборка просыпей и смазка механизмов должны производиться при остановленном оборудовании. При необходимости смазки механизмов на ходу специальные приспособления для смазки должны быть выведены в безопасное место.

Примечание. Работы по пп. 5.2 — 5.4 выполняют с соблюдением требований п. 13,3 настоящих Правил.

БРИКЕТИРОВАНИЕ

5.5. Эксплуатация брикетных прессов должна осуществляться в соответствии с Типовой инструкцией по безопасной эксплуатации штемпельных прессов на брикетных фабриках (приложение 7).

5.6. Не допускают работу пресса при появлении в каналах формовочного инструмента пресс-блока огня (искр).

5.7. Обслуживание и ремонт электрофильтров необходимо производить в соответствии с Типовой инструкцией по безопасной эксплуатации электрофильтров на углебрикетных фабриках (приложение 8).

Во вновь проектируемых и реконструируемых сушильно-прессовых корпусах брикетных фабрик электрофильтры должны быть оснащены газоанализаторами кислорода.



^ ОПРОБОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

5.8. Отбор проб из железнодорожных вагонов должен производиться при нормативном освещении после погрузки состава или отдельных железнодорожных вагонов.

5.9. Отбор проб с работающих конвейеров и других транспортных средств должен производиться в установленных местах механизированным способом.

5.10. Отбор проб угля из вагонов, с ленточных или скребковых конвейеров вручную во время их движения, а также брикетов из лотков во время работы пресса запрещается.

5.11. Разделку проб угля или брикетов разрешается производить только в специальных помещениях проборазделочных, оборудованных в соответствии с ВНТП-3-86.

5.12. Помещения проборазделочных и лаборатории должны быть оборудованы водопроводом и канализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей необходимую очистку воздуха от вредных выделений.

^ 6. ОБЕЗВОЖИВАНИЕ, ВОДНО-ШЛАМОВОЕ ХОЗЯЙСТВО ,

6.1. На каждом предприятии должен быть составлен и утвержден директором предприятия перечень мероприятий по устройству и безопасной эксплуатации наружных отстойников, которые пересматриваются и переутверждаются через каждые 3 года, а также при изменении условий хранения продуктов обогащения. Мероприятия должны предусматривать организацию безаварийного пропуска паводковых вод, предотвращение возможных селевых, оползневых и других явлений и систематический гидрологический, маркшейдерский контроль за эксплуатацией наружных отстойников.

Эксплуатация наружных отстойников должна производиться в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации хвостовых и шламовых хозяйств горнорудных и нерудных предприятий, Временной инструкцией по эксплуатации наружных сооружений для очистки оборотных вод углеобогатительных фабрик и Инструкцией по эксплуатации гидротехнических сооружений.

Проектирование, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений на подрабатываемых и ранее подработанных территориях угольных месторождений, а также других полезных ископаемых должны производиться с учетом требований строительных норм СН 522-79 по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений на подрабатываемых горными работами территориях.

6.2. Устройство наружных отстойников должно отвечать требованиям санитарных норм по обеспечению чистоты воздушного бассейна в районе расположения существующих или проектируемых



промышленных предприятий и населенных пунктов и чистоты сбрасываемых производственных вод в открытые водоемы.

6.3. Степень очистки производственных вод должна удовлетворять требованиям Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Контроль за степенью очистки должен осуществляться в соответствии с требованиями Временных норм и правил водоотведения на предприятиях угольной и сланцевой промышленности.

6.4. Максимальный горизонт воды в наружных отстойниках не должен превышать уровня, предусмотренного проектом.

Наблюдения за горизонтом воды в наружных отстойниках ведутся при помощи реек (с делениями), установленных у водосбросных колодцев и на берегах в удобных для наблюдения местах. Все рейки должны быть привязаны по высоте к реперам. Результаты наблюдений заносятся в специальный журнал. Наблюдения производятся не реже 1 раза в сутки, а в период паводков -3 раза в сутки.

За отстойниками, применяемыми на пневматических фабриках для целей спуска загрязненной воды от смыва полов и стен в объеме 2,5-Зм3/сут, наблюдения необходимо производить согласно графику, утвержденному главным инженером фабрики.

6.5. В районе наружных отстойников в легкодоступных местах должны находиться строительные материалы, оборудование и инструмент в объемах, необходимых для срочной ликвидации возможных повреждений дамбы. Места их хранения, перечень материалов, оборудования и инструментов указываются в плане ликвидации аварий.

6.6. Плавучие средства, имеющиеся на наружных отстойниках, должны быть исправными, иметь надпись с указанием грузоподъемности и иметь на борту спасательное имущество (спасательные круги или шары, пеньковый трос и черпаки для вычерпывания воды).

К эксплуатации плавучих средств допускаются специально обученные лица.

6.7. На участках намытого отстойника должны быть вывешены плакаты, запрещающие движение пешеходов.

6.8. Дамбы (плотины), по которым проходят напорные пульповоды и которые используются для хождения людей, должны иметь искусственное освещение на всем их протяжении.

6.9. Спуск в водоприемный колодец разрешается по наряд-допуску (приложение 5) при условии нахождения на поверхности у колодца не менее 2 человек для оказания помощи.

6.10. При спуске в колодец обязательно применение шлангового аппарата, предохранительного пояса и троса, конец которого должен быть надежно закреплен на поверхности.

6.11. При всех эксплуатационных работах перед спуском рабочих в колодец последний должен быть проветрен (провентилирован). Проветривание колодца осуществляется путем естественной или принудительной вентиляции.

6.12. Работы по очистке от шлама радиальных, пирамидальных сгустителей и шламовых отстойников должны производиться по инструкции, утвержденной главным инженером предприятия.

6.13. Очистку фильтрующих поверхностей работающих фильтров необходимо производить с помощью специальных приспособлений.

^ 7. ПОРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

7.1. Устройство, эксплуатация, тушение и разборка породных отвалов должны производиться в соответствии с Требованиями к устройству и эксплуатации породных отвалов, Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах (510-520) и Инструкцией по предупреждению самовозгорания, тушению и разборке породных отвалов.

7.2. Автомобили и другие транспортные средства должны разгружаться на отвале в местах, предусмотренных паспортом, за возможной призмой обрушения (сползания) породы.

Размеры этой призмы должны устанавливаться работниками маркшейдерской службы и регулярно доводиться до сведения работающих на отвале.

На бульдозерных отвалах берма должна иметь по всему фронту разгрузки поперечный уклон не менее 30, направленный от бровки откоса в глубину отвала.

7.3. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций автомобилей (бульдозеров, тракторов) и автопоездов. Площадки для погрузки и разгрузки автомобилей (автопоездов) должны быть горизонтальными; допускается уклон не более 0,01. Разгрузочные площадки должны иметь надежную предохранительную стенку (вал) высотой не менее 0,7м для автомобилей грузоподъемностью до 10т и не менее 1 м - для автомобилей грузоподъемностью свыше 10 т для ограничения их движения задним ходом. При отсутствии предохранительной стенки запрещается подъезжать к бровке разгрузочной площадки ближе чем на 3 м машинам грузоподъемностью до 10 т и ближе чем на 5м - грузоподъемностью свыше10т.

^ 8. СУШКА (КЛАССИФИКАЦИЯ) УГЛЯ НА ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ И БРИКЕТНЫХ ФАБРИКАХ

8.1. Монтаж сушильных установок и их эксплуатация должны осуществляться в соответствии с проектом и инструкциями по монтажу, эксплуатации и ремонту оборудования. Каждая су-


2740985818608952.html
2741051560245652.html
2741197110385970.html
2741239992990373.html
2741318104066629.html