Предмет и задачи радиобиологии, ее место в системе высшего медико-биологического образования. Методы радиобиологии

Предмет и задачи радиобиологии, ее место в системе высшего медико-биологического образования. Методы радиобиологии

ЦЕЛЬ: 1.Знакомство с основными задачами и методами радиобиологии.

2.Освоение некоторых методов диагностики лучевой болезни.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

  1. Вводное слово преподавателя: радиобиология, ее задачи, методы, значение для медицинской науки; знакомство с планом работы на семестр – 45 мин.

  2. Знакомство с лабораторными животными, используемыми для проведения радиобиологических экспериментов – 15 мин.

  3. самостоятельная работа студентов – 75 мин.


Обратить внимание студентов на связь радиобиологии с другими дисциплинами: ядерная физика, биофизика, биохимия, цитология, биология, генетика, физиология, медицинские дисциплины, математический анализ и т.д.

Рассмотреть структуру радиобиологии как комплексной дисциплины, куда относятся: радиационная биохимия, радиационная экология, радиационная цитология, радиационная генетика, радиационная иммунология, радиационная гигиена, космическая радиобиология, радиобиология опухолей, медицинская радиобиология и противолучевая защита и терапия лучевой болезни.

Подчеркнуть особенности науки радиобиологии как экспериментальной дисциплины, требующей необходимого проведения исследования на всех уровнях биологической организации – от молекулярного до популяционного. Указать на большую практическую значимость получаемых экспериментальным путем выводов и их ответственность перед практикой. Прикладное значение радиобиологии – овладение способами искусственного управления лучевыми реакциями биологических объектов и человека с помощью различных модифицирующих средств.


^ ЗАНЯТИЕ №2, №3, №4

ТЕМА: Основы ядерной физики в радиобиологии. Дозимитрия и радиометрия ионизирующих излучений

ЦЕЛЬ: 1.Знакомство с источниками, физической природой и основными характеристиками ионизирующих излучений.

2.Разбор основных видов взаимодействия излучений с веществом. Методы защиты от ионизирующих излучений.

3.Знакомство с основными единицами дозы излучения и радиоактивности.

4.Разбор основных схем и устройства приборов, предназначенных для регистрации ионизирующих излучений.

5.Знакомство с клинико-лабораторной диагностикой (биологической дозиметрией)

6.Контроль знаний по теме.

При оценке знаний студентов по обозначенной теме обратить особое внимание на безупречное знание единиц дозы излучения и радиоактивности в системе СИ и внесистемные.


^ ЗАНЯТИЕ №5, №6, №7, №8, №9

ТЕМА: Применение радионуклидов в медицине и биологии

ЦЕЛЬ: 1.Знакомство с принципами организации радиоизотопной лаборатории, основными задачами и методами радиоизотопной диагностики.

2. Знакомство с методом авторадиографии.

3.Знакомство с методом определения продолжительности жизни эритроцитов.

Студент должен, руководствуясь логикой предмета и логикой обучения познакомиться с составными частями радиологии: физикой и дозиметрией ионизирующего излучения, радиобиологией и клиническими разделами медицинской радиологии. С этой целью лучше подготовить реферативные сообщения.

Желательно провести экскурсию в радиоизотопную лабораторию и ознакомиться с ее организацией, требованиями работы в ней, диагностической аппаратурой и радионуклидными методами исследования.

Студент должен выполнить задание по теме, уметь решать ситуационные задачи, ответить на тесты при самоподготовке.

Закрепление и проверка знаний у студентов по основным радионуклидным исследованиям проводится в форме тематического программконтроля.


^ ЗАНЯТИЕ №10

ТЕМА: Первичные процессы лучевого поражения

ЦЕЛЬ: 1. Рассмотрение механизмов прямого и косвенного действия ионизирующих излучений на биологические объекты.

  1. Обсуждение теоретических представлений о механизме биологического действия ионизирующих излучений.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

  1. Вводное слово преподавателя – 10 мин.

  2. Опрос студентов и объяснение преподавателя – 100 мин.

  3. Заключительное слово преподавателя – 25 мин.

Студенты должны знать основные стадии размена энергии при действии ионизирующих излучений на биологические системы и иметь представление о путях модификации косвенного действия радиации.

Кроме того, с учетом новых данных молекулярной и клеточной радиобиологии, уметь объяснить все многообразие радиобиологических эффектов и их модификацию на разных уровнях – от клетки до организма, а также зависимость эффектов от условий радиационного воздействия (качества излучения, величины дозы и ее распределения во времени).


^ ЗАНЯТИЕ №11, №12, №13.

ТЕМА: Клеточная радиочувствительность

ЦЕЛЬ: 1. Рассмотрение механизмов действия радиации на молекулярном и клеточном уровнях.

2. Изучение в условиях эксперимента радиочувствительности костного мозга животных, подвергнутых облучению в разных дозах.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия №12:

1. Вводное слово преподавателя о цели занятия и порядке выполнения экспериментальной работы – 15 мин.

2. Знакомство с методикой выполнения практической работы – 30 мин.

  1. Самостоятельная работа студентов – 80 мин.

4. Обсуждение полученных результатов – 10 мин.

Студенты должны уметь приготовить качественные мазки костного мозга в эксперименте на лабораторных животных (мыши); изучить в условиях эксперимента радиочувствительность клеток костного мозга (вид клеток и их радиочувствительность); описать основные морфологические признаки повреждения клеток костного мозга после облучения; построить кривую «доза - эффект».

Контроль знаний студентов по теме наиболее удобно проводить письменно с проверкой построения студентами графиков выживаемости клеток при разных дозах излучения.


^ ЗАНЯТИЕ №14

ТЕМА: Кислородный эффект. Относительная биологическая эффективность ионизирующих излучений

ЦЕЛЬ: 1. Обсуждение основных вопросов, касающихся сущности кислородного эффекта.

  1. Изучение связи кислородного эффекта с относительной биологической эффективностью ионизирующих излучений.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

1.Вводное слово преподавателя о цели занятия – 10 мин.

2.Контроль знаний студентов в ходе семинарского занятия – 125 мин.

Студенты должны знать, что одним из наиболее значимых модификаторов радиочувствительности является кислород.

Наиболее важен учет кислородного эффекта при лучевой терапии опухолей, для которых характерен переход части клеток в гипоксическое состояние.

Обратить внимание на связь коэффициента кислородного усиления и относительной биологической эффективности как функции линейной передачи энергии.


^ ЗАНЯТИЕ №15

ТЕМА: Чернобыльская авария и ее последствия

ЦЕЛЬ: Знакомство студентов с событиями Чернобыльской катастрофы.

Желательно показать студентам фильм о последствиях Чернобыльской катастрофы с последующим обсуждением просмотренного материала. Медицинские последствия Чернобыльских событий обсудить после заслушивания реферативных сообщений.


^ ЗАНЯТИЕ №16

ТЕМА: История открытия проникающей радиации и возникновение науки «Радиобиология»

ЦЕЛЬ: Знакомство студентов с жизнью и научной деятельностью В.К Рентгена, А.А.Беккереля, М.Кюри, П.Кюри, И.Кюри, Ф.Жолио-Кюри, И.Р.Тарханова, Е.С.Лондона и др. ученых, имена которых связаны с развитием радиобиологии.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

1.Вводное слово преподавателя о цели и порядке проведения занятия – 10 мин.

2.Заслушивание реферативных сообщений по теме занятия и обсуждение их содержания – 110 мин.

3.Заключительное слово преподавателя – 15 мин.

Рассмотрев историю зарождения физических предпосылок радиобиологии, необходимо рекомендовать всем студентам прочесть историко-мемуарную литературу, касающуюся жизни и деятельности семейства Кюри, А.Беккереля, И.Р.Тарханова, Н.В.Тимофеева-Ресовского и др.

Особое внимание обратить на вклад сотрудников кафедры патофизиологии СГМУ в радиационную медицину и биологию.

^ ЗАНЯТИЕ №17

ТЕМА: Основы гигиенического нормирования ионизирующих излучений

ЦЕЛЬ: Контроль знаний студентов.

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя о цели и порядке проведения занятия –10 мин.

  2. Проверка знаний студентов по теме занятия – 90 мин.

  3. Закрепление знаний с помощью наглядного материала – 15 мин.

  4. Решение ситуационных задач – 20 мин.

Основное внимание уделить регламентации радиационного воздействия в России;а также трем принципам обеспечения радиационной безопасности:

Отметить соотношение опасности и пользы ионизирующих излучений.


^ ЗАНЯТИЕ №18

ТЕМА: Итоговое занятие за семестр

ЦЕЛЬ: Контроль знаний студентов за семестр.

Контроль знаний студентов рекомендуется провести в виде тест-контроля.


^ ЗАНЯТИЕ №19

ТЕМА: Зачетная неделя


ЗАНЯТИЕ №20, №21, №22, №23, №24

ТЕМА: Гематологическая характеристика острой и острейшей формы лучевой болезни. Патологоанатомическая диагностика острой формы лучевой болезни

ЦЕЛЬ: 1. Изучение состояния системы кроветворения при экспериментальной острой и острейшей лучевой болезнях.

2. Выявление особенностей миелограмм, которые используются для диагностики острой лучевой болезни.

  1. Изучение морфологической картины острой формы лучевой болезни.

На занятиях необходимо использовать метод моделирования острой лучевой болезни. В эксперимент, чаще всего, берутся мыши или крысы, в связи с тем, что костно-мозговой синдром является ведущим в развитии острой лучевой болезни (ОЛБ), необходимо произвести подсчет лейкоцитарной формулы крови и миелограммы клеток периферической крови и костного мозга. Затем, по количественному составу и морфологическим изменениям клеток, установить фазу острой лучевой болезни. С помощью преподавателя студент составляет развернутую схему патогенеза ОЛБ.

При изучении морфологической картины ОЛБ, завершающим этапом работы со студентами должна быть обязательная проверка преподавателем гистологических рисунков. При этом, просмотр каждого рисунка происходит с привлечением ранее полученных студентами знаний о морфологической картине органов и тканей в норме.

Для закрепления материала по теме рекомендуется решение ситуационных задач.

Контроль знаний по ОЛБ и острейшей форме лучевой болезни проводится с учетом оценки миелограммы и морфологии органов при ОЛБ .


^ ЗАНЯТИЕ № 25, №26, №27, №28

ТЕМА: Гематологическая и патологоанатомическая диагностика хронической лучевой болезни

ЦЕЛЬ: 1. Выяснение механизмов поражения гемопоэза в условиях хронической лучевой болезни.

2. Освоение методов гематологической диагностики хронической лучевой болезни.

3. Выявление диагностических признаков хронической лучевой болезни при просмотре микропрепаратов от облученных животных.

Преподаватель должен указатьна отличия в развитии острой и хронической лучевой болезни (ХЛБ) , напомнить студентам, что ХЛБ – самостоятельная нозологическая единица, а не отдаленные последствия ОЛБ. Заболевание отличается весьма постепенным развитием, и возможности восстановления определяются интенсивностью и суммарной дозой облучения.

После выполнения студентами заданий ( подсчет гемограмм и миелограмм) проверить правильность установления степени тяжести ХЛБ и знание клеток крови и костного мозга.

Во время изучения патоморфологии органов при ХЛБ, завершающим этапом работы должна быть обязательная проверка преподавателем выполненных рисунков. При этом, просмотр каждого рисунка происходит с привлечением ранее полученных студентами знаний о морфологической картине органов и тканей в норме.

Обратить внимание на более существенные изменения в печени и половых железах при длительном облучении.

При разборе темы «Инкорпорированное облучение» дать студентам характеристику биологически важным радионуклидам и указать на способы декорпорации радионуклидов.


^ ЗАНЯТИЕ №29

ТЕМА: Отдаленные последствия лучевого воздействия

ЦЕЛЬ: 1.Изучение механизмов отдаленных последствий облучения организма.

2. Изучение эпидемиологии радиационных лейкозов, радиогенных раков и патогенеза предпатологических состояний, формирующихся в организме после облучения.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

  1. Разбор теоретического материала – 100 мин

  2. Заслушивание студенческих докладов – 20 мин.

  3. Решение ситуационных задач – 15 мин.

На занятии необходимо продемонстрировать слайды с отдаленными последствиями облучения человека, составить схему патогенеза лейкозов.


^ ЗАНЯТИЕ №30

ТЕМА: Действие радиации на эмбрион и плод

ЦЕЛЬ: 1.Изучение радиобиологических эффектов радиации на эмбрион и плод облученных животных.

2. Изучение тератогенных эффектов ионизирующего излучения на человека.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

  1. Вводное слово преподавателя – 10 мин.

  2. Опрос студентов и объяснение преподавателя – 110 мин.

  3. Заключительное слово преподавателя – 15 мин.

Разбор теоретического материала проводить с демонстрацией слайдов по теме занятия.


^ ЗАНЯТИЕ №31

ТЕМА: Нарушение обмена веществ и угнетение иммунитета

ЦЕЛЬ: 1. Обсуждение основных вопросов, касающихся сущности и механизмов опосредованных эффектов облучения и нарушений обмена веществ в облученном организме.

  1. Изучение основных механизмов нарушения иммунитета при облучении организма

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

    1. Водное слово преподавателя о цели занятия – 10 мин.

    2. Заслушивание реферативных сообщений студентов по теме занятия – 90 мин.

    3. Контроль знаний с помощью тест-системы – 35 мин.


^ ЗАНЯТИЕ №32

ТЕМА: Радиационная цитология и генетика

ЦЕЛЬ: 1. Изучение механизмов и последствий генетических нарушений в клетках организма после облучения.

2. Оценка генетических нарушений у облученных животных с по мощью микроядерного теста

3. Знакомство с методом и подсчет хромосомных аберраций на метафазных пластинках облученных животных

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

      1. Вводное слово преподавателя о цели и порядке выполнения работы –5 мин.

      2. Знакомство с методикой выполнения работы –10 мин.

      3. Самостоятельная работа студентов – 110 мин.

      4. Обсуждение полученных результатов – 10 мин.

На занятии преподаватель должен продемонстрировать студентам качестенные метафазные пластинки от здоровых животных (крысы) и облученных в дозе 10 Гр. После подсчета числа хромосомных аберраций на клетку результаты записывается и выводится средний показатель, который сравнивается со спонтанным уровнем аберраций.


^ ЗАНЯТИЕ №33

ТЕМА: Последствия воздействия малых доз облучения

ЦЕЛЬ: Изучение состояния периферической крови у ликвидаторов последствий аварии на ядерном реакторе Чернобыльской АЭС.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

1.Заслушивание реферативных сообщений – 45 мин.

2.Вводное слово преподавателя о целях и задачах самостоятельной практической работы – 5 мин.

3.Выполнение практической работы (подсчет числа тромбоцитов, ретикулоцитов и гемограммы на мазках крови ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС) – 70 мин.

    1. Обсуждение полученных результатов – 15 мин.

На занятии необходимо рассмотреть все точки зрения ученых на проблему малых доз (опасны-безопасны) . В настоящее время на большом фактическом материале показано, что малые уровни облучения, к которым относились как к совершенно безопасным (а иногда и полезным), являются причиной серьезного поражения организма. Выявить точку зрения на проблему у студентов с привлечением их знаний по радиобиологии.


^ ЗАНЯТИЕ №34

ТЕМА: Противолучевая защита организма

ЦЕЛЬ: 1. Изучение механизмов химической противолучевой защиты.

2.Оценка эффективности противолучевых препаратов и методы их применения.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

  1. Изучение механизмов химической противолучевой защиты организма от лучевого поражения – 125 мин.

  2. Разбор ситуационных задач – 10 мин.


Преподаватель должен представить схему общего механизма радиационного поражения клеток и его модификации. Необходимо дать современную классификацию фармпрепаратов, применяемых в противолучевой терапии.


^ ЗАНЯТИЕ №35

ТЕМА: Радиобиологические основы лечебного применения ионизирующих излучений

ЦЕЛЬ: Знакомство студентов с принципами лучевой терапии онкозаболеваний.

^ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Хронокарта занятия:

  1. Вводное слово преподавателя – 20 мин.

  2. Реферативные сообщения по теме – 115 мин.

Обратить внимание студентов на главный принцип использования ионизирующего излучения в онкотерапии – максимальное повреждающее воздействие на опухолевые клетки с минимальным повреждением здоровой ткани.


^ ЗАНЯТИЕ №36

ТЕМА: Контроль знаний студентов по курсу радиобиологии

Контроль знаний можно провести с помощью тест-системы или в форме экспресс-опроса.


2.Методические рекомендации ПО РАДИОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ», «МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА», «МЕДИЦИНСКАЯ КИБЕРНЕТИКА»

Методические указания по курсу радиобиологии для студентов медико-биологического факультета объединены и опубликованы в методическом пособии: Руководство к практическим занятиям по радиобиологии (для студентов медико-биологического факультета)/ Р.С.Домникова, Т.А.Булатова. – Томск, 1999. – 127 с. Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся, осуществляемой ими на аудиторных занятиях или дома по заданию преподавателя.





^ 3. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ПОРЯДОК И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ ПО РАДИОБИОЛОГИИ


Порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций проводится в соответствии с требованиями, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

На каждом практическом занятии проводится контроль знаний студентов, позволяющий оценить уровень индивидуальной подготовки студентов по теме текущего занятия. Во время итоговых занятий (семинар, коллоквиум) проводится собеседование по всем темам, входящим в учебный блок, которое включает в себя основные вопросы тематических разделов и дополняется решением ситуационных задач и тестов. Для проведения промежуточных и итоговых контролей знаний на кафедре патофизиологии (курс радиобиологии) имеются тестовые задания по всем разделам курса в необходимом количестве.

Зачет по итогам семестра ставится на основании текущей успеваемости, при условии отсутствия задолженностей по основным тематическим разделам курса и посещаемости лекций.

Итоговая аттестация по курсу «Общая и медицинская радиобиология» осуществляется во время экзамена, к которому допускаются все студенты, не имеющие задолженностей по теории и практике. Каждый студент получает три вопроса из различных разделов радиобиологии.


4. Инновационные методы, применяемые на кафедре патофизиологии


4.1.Подготовка и чтение лекций.

Подготовка лекционного материала проводится преподавателями кафедры с использованием современных данных, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, а также полученных в результате научно-исследовательской работы коллектива кафедры с помощью различных компьютерных программ, позволяющих полноценно, наглядно и максимально доступно предоставить учебный материал в распоряжение студентов.

Чтение лекций проводится с использованием мультимедийных технологий. Показ лекционных слайдов осуществляется при помощи мультимедийного проектора, сопровождается пояснениями лектора и дополняется таблицами и схемами, разработанными коллективом кафедры.


    1. ^ ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Для полноценного и качественного проведения практических занятий на кафедре патофизиологии разрабатываются различные схемы и таблицы, которые являются дополнительным материалом для самостоятельной подготовки студентов к занятию.

^ Создание компьютерных демонстрационных программ:


^ Показ видеофильмов по темам занятий.


Разработка электронных тестов и использование тестирующих компьютерных программ:

На кафедре имеется достаточное количество разработанных тестов и программ, позволяющих быстро и качественно протестировать студентов, но в связи с отсутствием достаточного количества компьютеров, данный способ проверки знаний в данный момент на кафедре патофизиологии не применяется.


2746853910984139.html
2746955087784487.html
2747064209491853.html
2747199131136086.html
2747281679296856.html