Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад судостроительной промышленности в решение - страница 2


газовозы для транспортировки сжиженного природного газа при температуре минус 163о Цельсия от мест добычи на Арктическом шельфе;

  • крупнотоннажные танкеры ледового плавания с новыми обводами, конструкцией и материалом  корпуса, обеспечивающими снижение энергозатрат при их эксплуатации и весовых характеристик на 10-15%, повышенную на 20-25% ледопроходимость, с увеличенной в 1,2-1,4 раза экономической эффективностью перевозок для транспортировки нефти и конденсата, добываемых на морских месторождениях Карского моря;

  • атомные ледоколы нового поколения с улучшенными параметрами ледопроходимости и эксплуатационными характеристиками;

  • контейнеровозы вместимостью порядка 4000 TEU ледового плавания для транспортного обслуживания Северного морского пути, включая транзитные плавания;

  • новые типы промысловых судов (большие, средние и малые) для добычи и переработки рыбы и биологических ресурсов, добываемых в различных районах Мирового океана;

  • морские платформы и специальное оборудование для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, включая подводно-подледные комплексы;

  • перспективные скоростные суда для использования на морских и внутренних линиях;

  • современные научно-исследовательские суда для геофизических, геологических, океанографических, метеорологических, биологических и других исследований в Мировом океане, включая Арктику;

  • морские технические средства для выработки энергии в прибрежных районах Арктики и Дальнего Востока, в том числе из восстанавливаемых источников (приливы, течения, ветер), а также переработки газа в этих районах для вывоза морским транспортом;

  • новые типы двигателей, энергетических установок и вспомогательных силовых установок, систем автоматического управления и другого судового комплектующего оборудования, обладающего повышенной надежностью, безотказностью и увеличенным ресурсом, в том числе энергетических установок на электродвижении для судов ледового плавания и ледоколов.

    В области военного кораблестроения политика кооперационного взаимодействия направлена на расширение сферы услуг зарубежным странам и освоения новых рынков вооружений в странах слабого влияния:

    Объем продаж и услуг в рамках кооперационных поставок может составить примерно до $ 200 млн. в год.

    В области гражданского судостроения предполагается широкая кооперация с зарубежными компаниями (Shell, BP и др.) по созданию средств освоения шельфа на Севере и Дальнем Востоке России. Уже сейчас британская компания «Sea Dragon Offshore» намерена строить совместно с ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» буровые и добывающие полупогружные платформы, приспособленные к природным условиям Баренцева моря. Подводную часть таких платформ создадут в России, а надводную - на верфях Британии.

    Решение задач по расширению строительства флота напрямую зависит от повышения инновационной активности, разработки новых технических средств и передовых технологий. Переход к инновационному пути развития  на основе избранных приоритетов является одной из основных целевых функций Стратегии.

    Значительное увеличение должны получить объемы НИОКР в обеспечение разработки новых технологий для судостроительной промышленности, выполняемых в рамках федеральных целевых программ. Это позволит решить комплекс научно-технических проблем, связанных с созданием эффективных технических средств для освоения Северного морского пути, добычи и транспортировки жидких углеводородов в шельфовых зонах, примыкающих к Российской Федерации морей, а также созданию нового облика массовых судов гражданского назначения и др.

    В предстоящие 5-10 лет в 1,5-2 раза, в зависимости от конкретной целевой направленности, будут увеличены объемы НИОКР. Выполнение этих НИОКР позволит на основе использования новых научно-технических решений существенно повысить экспортный потенциал судостроительной отрасли, который в последние годы начал, из-за  недостаточности  задела в данной сфере деятельности, снижаться.

    Планируется также выполнение НИОКР, связанных с дальнейшим развитием научной и производственной базы отрасли, включая объекты уникальной стендовой, испытательной базы. Кроме работ, направленных на создание морской техники, предприятия отрасли будут выполнять определенный объем НИОКР в интересах диверсификации, импортозамещения и других отраслей экономики.

    Значение основного целевого индикатора Стратегии – объемы производства продукции отечественной судостроительной промышленности по сравнению с их текущим уровнем планируется увеличить к 2010 году – более чем в 1,5 раза, к 2015 году – в  2,2 раза, к 2020 году – в  3,1 раза и к 2030 – в 4,3 раза..

    2. Обоснование направления решения проблемы и оценка рисков

    В настоящее время существует единственный отработанный достаточно эффективный механизм решения подобных проблем – сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях и согласовать мероприятия, направленные на решение проблемы, по целевым задачам, срокам и ресурсам в существующих,  разрабатываемых и перспективных целевых программах, планах, отдельных проектах и комплексах мероприятий  научно-технического, правового, экономического, организационного и политико-дипломатического характера, касающихся морской деятельности, в рамках единой Стратегии.

    ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ - создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

    Учитывая высокую общегосударственную значимость судостроительной промышленности России, а также масштабы и глубину системной проблемы, необходимо применение адекватных методов и механизмов ее решения.

    Реализация Стратегии развития судостроительной промышленности требует решения комплекса задач, которые могут быть сгруппированы по трем основным направлениям решения проблемы:

    Механизм реализации Стратегии, в первую очередь, базируется на выполнении мероприятий в области судостроения, предусмотренных федеральными целевыми программами. 

    Во вторую очередь, обеспечиваются условия оптимального использования инструментов правового характера (методы таможенно-тарифного регулирования, механизм субсидирования и т.д.).

    Необходимо также руководствоваться важнейшим принципом иерархической системы – Стратегия должна вытекать из общей стратегии экономического развития страны в целом, долгосрочных кораблестроительных программ, а также программ и крупных проектов в области гражданского судостроения. При этом Стратегия развития судостроительной промышленности имеет общие точки соприкосновения со стратегиями других отраслей.

    Для реализации Стратегии планируется рационально сконцентрировать материальные ресурсы с использованием механизма частно-государственного партнерства.

    Реализация Стратегии предусматривается с учетом следующих действующих  программ и планов:

    а также других аналогичных программ и планов, пришедших на их замену, включая разрабатываемый в настоящее время проект ФЦП в области гражданского судостроения.

    Реализация мероприятий Стратегии, как указано выше, ориентируется в основном на ресурсы действующих целевых программ. Однако принятых по ним государством и инвесторами обязательств недостаточно для решения всего комплекса проблем, накопившихся в области гражданского судостроения.

    Российское гражданское судостроение в его сегодняшнем состоянии в силу ряда субъективных и объективных причин не способно не только занять достойную нишу на мировом рынке коммерческого судостроения, но и удержать внутренние рынки. Если указанный выше потенциальный портфель заказов «уйдёт за рубеж» (инерционный вариант развития отрасли), то в совокупности с потерями на фрахте Россия в период до 2020 года лишится примерно 2,5 трлн. руб. и более 3,0 трлн.руб. в последующие         10 лет.

    В данном случае не имеет значения, кто является заказчиком продукции и её изготовителем: ЧАСТНИК или ГОСУДАРСТВО – речь идёт об экономическом эффекте в пользу России (стоимость судна остаётся в России, а это заработная плата, налоги и не только собственно в судостроении, но и у смежников-поставщиков оборудования).

    Предотвратить потерю потенциальной выгоды, обусловленную уходом судовладельцев с российского рынка судостроения и массовым фрахтом грузовладельцами зарубежных судов, является задачей национальной значимости.

    Масштаб проблемы развития гражданского судостроения России в целях создания конкурентоспособной морской техники новых поколений требуют применения адекватных методов и механизмов ее решения. Предприятия отрасли самостоятельно не в состоянии в достаточной мере проводить крайне необходимую модернизацию производств, а проектные организации предложить на рынок перспективные разработки. В связи с этим, представляется значительную долю этих работ проводить при непосредственном участии федерального бюджета.

    В настоящее время уже существует отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем – федеральная целевая программа.  Необходимость и целесообразность решения основной части проблем именно программно-целевыми методами определяется комплексностью, многоплановостью, сложностью поставленных целей и задач. С этой целью разрабатывается проект ФЦП в области гражданского судостроения.

    Указанным проектом предусматривается разработка новых технологий, концептуальных, конструкторских и технологических решений в интересах создания перспективных образцов морской техники всего продуктового ряда, так и на формирование научно-технического задела, без которого невозможно создание приоритетных проектов и развитие судостроительной техники на дальнейшую перспективу, а также мероприятия по обновлению материально-технической базы научно-исследова­тель­ских организаций будут ориентированы на сохранение и развитие потенциала отрасли для проведения исследований и разработок новой морской техники.

    Внепрограммные мероприятия по реализации Стратегии могут быть направлены как на реализацию крупных проектов, таких как развитие производственной базы судостроения, судового машиностроения и приборостроения, разработка и осуществление проектов лизинга, поддержка экспорта, так и на решение других задач, которые по тем или иным причинам не могут быть профинансированы в рамках соответствующих ФЦП. 

    Так, планирование и реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности судостроения в технологическом плане (корпусостроение, краны большой грузоподъемности, крупногабаритный лист, сухие доки, и т.п.) предполагается  вести по двум направлениям одновременно.

    ^ Первое направление (ключевое) – это реализация важнейших инвестиционных проектов государственного значения, направленных на создание современного высокотехнологичного специализированного производства, ориентированного на потенциальный портфель заказов, и реализуемых за счет средств инвесторов.

    Однако с целью привлечения инвесторов необходимы в этом случае возможные в рамках действующего законодательства меры государственной поддержки (получение в общеустановленном порядке государственных гарантий, использование методов  таможенно-тарифного регулирования и т.д.).

    Предложения о создании на инвестиционной основе новых специализированных на гражданском судостроении верфей должны быть оценены только положительно. На современных верфях будет многократно уменьшена трудоёмкость, что при существующей пока ещё меньшей заработной плате в России даст возможность обратить это в некоторое, хотя и не решающее, конкурентное преимущество. Массовая постройка судов в России, в особенности ледового плавания для вывоза нефти и газа из Северного и Дальневосточного регионов, предотвратит передачу «ледовых технологий» за рубеж. И, наконец, современные верфи необходимы стране и для создания другой крупногабаритной морской техники, потребность в которой возросла при освоении месторождений на морском шельфе и в береговой полосе (плавучие и стационарные терминалы большой емкости, основания платформ для разведки и добычи и т.п.).

    ^ Второе направление  – проведение соответствующей модернизации и обновление производственных мощностей за счет привлечённых средств на государственных предприятиях или открытых акционерных обществ с контрольным пакетом акций у государства с использованием механизма инвестиционного фонда.

    Таких предприятий осталось совсем немного – это, в первую очередь, ФГУП «Адмиралтейские верфи», ФГУП «ПО «Севмашпредприятие»,  ФГУП «МП «Звёздочка», ФГУП «ДВЗ «Звезда» и ОАО «ПСЗ «Янтарь».

    В первую очередь, следует обратить внимание на Северный регион, где требуется реконструкция гидротехнических сооружений, эллингов и создание новых технологических объектов на судостроительных предприятиях для создания специальной морской техники для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе.

    Создание системы государственно-частного партнерства на основе использования лизинга, как одного из финансовых инструментов, способно стимулировать начало совершенствования производственных процессов и внедрения технологических инноваций в отрасли. Основная цель развития лизинга – это снижение рисков судостроителей и судовладельцев на время строительства судна.

    На начальном этапе в 2008-2010г.г. обеспечивается государственная поддержка развития лизинга в судостроении, в  период 2011-2015г.г.  – за счет привлечения внебюджетных средств. Начиная с 2011 года, осуществляется возврат государству значительной части ранее вложенных в программу средств в виде налогов, дивидендов и других финансовых выплат.

    В связи с отмеченной многовариантностью Стратегии, структура её экономических показателей определялась на основе выявления и сравнения всех вероятных вариантов развития событий, составляющих её элементов и способов их взаимодействия – «от минимально возможного до предельного максимального». При этом учитывалась возможность изменения на различных этапах реализации Стратегии не только объёмов и источников её финансирования или сроков и этапов развития целевых программ и состава основных мероприятий, но и основных целевых индикаторов, показателей эффективности, составляющих Стратегию элементов и целей её этапов. Например, инерционный вариант развития отрасли базируется на наиболее вероятной бюджетной поддержке в рамках уже намеченных к реализации ФЦП и их пролонгации в перспективе. Объемы ВТС, на которых в основном существует отрасль, также не снижаются мгновенно – по инерции за счет контрактов с Китаем и Индией значительные средства от продаж еще будут поступать 4 – 6 лет. В свою очередь, оптимистический вариант развития событий принимается в расчетах  экономических показателей и индикаторов реализации Стратегии лишь с некоторой вероятностью  достижения целей.

    Например, при выработке программных мероприятий по развитию гражданского судостроения в рамках новой ФЦП были проанализированы и сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие гражданской морской техники, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, а, следовательно, объемам, динамике и структуре финансирования.

    Риски неполного достижения целей при реализации Программы в этом случае определяются в основном внешними факторами:

    Реальная эффективность Стратегии возможна только при условии организации  текущего управления и контроля за ее реализацией. В частности необходимы:

    Указанный динамический подход позволяет избежать неоправданных затрат на решение задач и достижение целей, которые перестали соответствовать изменившейся обстановке.

    С использованием современных информационных технологий Стратегия обосновывается на основе многовариантного динамического подхода и обеспечивает управление её реализацией. Обоснование Стратегии выполнялось на основе этих новых технологий.

    ^ 3. Последовательность решаемых задач, этапы и сроки реализации стратегии

    Продолжительный период создания основной продукции отрасли, который составляет 5 – 7 и более лет, и после этого 20 – 30-летний период ее эффективного использования определяют необходимую продолжительность программного диапазона для реализации Стратегии. Он должен быть достаточен по длительности, чтобы, как минимум, соответствовать длительности «жизни» основной продукции отрасли. Перспективы развития научного и производственного потенциала отрасли должны быть увязаны с основными направлениями развития сложной морской техники, перспективный ряд которой будет запущен в серийное производство, начиная с 2015 года, а также с пилотными кооперационными проектами и перспективами работ по освоению континентального шельфа.

    Такой подход обеспечивает обоснованный выбор приоритетов развития отрасли и минимизирует возможность ошибки, связанной с принятием сиюминутных интересов за долговременные, стратегические.

    Для решения намеченных задач Стратегии выделяются три программных периода, рубежами для которых являются:

    Каждый период имеет свою специфику, цель, критерии и ресурсное обеспечение. Этапность решения ресурсоемких и длительных по срокам реализации задач, по принципу от «простого к сложному», с одной стороны, позволяет концентрировать усилия на ближайших целях, а с другой - обеспечивает сохранение перспективного видения проблемы и генерального курса развития отрасли.

    ^ Основная цель первого этапа (2007-2010 годы) – закрепление на достигнутых позициях и сохранение самой ценной части потенциала отрасли.

    В этот период  основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:

    Годовой объем выпуска продукции российского судостроения к 2010 году должен быть увеличен примерно в 1,5 раза.

    Основная цель второго этапа (2011-2015 годы) – широкомасштабная модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли и создание новых объектов научно-производственной базы, начало строительства основных перспективных кораблей XXI века. Развертывание работ по шельфу и Севморпути.

    В этот период  основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:

    На втором этапе развития гражданского судостроения будет завершена разработка пилотных проектов и начато освоение производства крупнотоннажных судов различного назначения, значительно расширены масштабы строительства судов для отечественных судовладельцев, расширено создание судов и морской техники для государственных нужд, включая создание новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов российского шельфа и Мирового океана, увеличен экспорт высокотехнологической продукции судостроения. Объемы российского гражданского судостроения должны быть доведены до 1% от мирового объема.

    Годовой объем выпуска продукции российского судостроения к 2015 году должен быть увеличен более чем 2,2 раза.

    ^ Основная цель третьего этапа – (2016-2020 и последующие годы) обеспечить возрождение ВМФ, морского, речного и рыболовного флотов.

    В этот период, когда прогнозируется объективный рост ассигнований на развитие флота, должно быть обеспечено широкомасштабное серийное строительство и пополнение ВМФ высокоэффективными кораблями, судами и плавсредствами нового поколения. Должно быть развернуто также высокорентабельное производство гражданской продукции по всей номенклатуре продуктового ряда, включая крупнотоннажные транспортные суда, газовозы, а также средства для освоения минеральных ресурсов российского шельфа и Мирового океана. Должны набрать силу, подтвердить практически свою эффективность и получить дальнейшее развитие национальные и международные кооперационные проекты.

    К концу периода будут полностью удовлетворены потребности ВМФ в современных кораблях, а также отечественного морского транспортного, промыслового флота и речного флота - в соответствующих судах. Завоеваны новые сегменты рынка военно-морской техники и продукции гражданского назначения. Объем экспорта ВВСТ доведен до $3-4 млрд. и доля российского гражданского судостроения должна быть увеличена до 2% от мирового объема.

    Годовой объем выпуска продукции российского судостроения на третьем этапе увеличится в 3 - 4 раза.

    Структурные преобразования судостроительной промышленности обусловлены объективной необходимостью проведения реформирования судостроительной промышленности в тесной увязке с решением всего комплекса геополитических,  технических, технологических, социальных и других проблем.

    Основные принципы и направления структурной перестройки отрасли  отвечают общей цели - создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности, а также идеологии решений, предусмотренных в «Морской доктрине Российской Федерации», «Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу»,   «Энергетической стратегии до 2020 года», указах Президента Российской Федерации и решениях Правительства Российской Федерации.

    Необходимость реформирования существующего госсектора судостроительной промышленности вызвана следующими основными причинами:

    В настоящее время государство фактически делегирует государственным предприятиям полномочия (аутсорсинг) по прямому технологическому, финансовому и научному управлению. Однако разрозненные госпредприятия не в состоянии эффективно реализовать эти функции. Для обеспечения реализации этих функций необходимо создание мощных интегрированных структур.

    Концентрация государственной собственности (в интегрированные структуры включаются все основные ФГУПы и акционерные общества с государственным контрольным и блокирующим пакетами акций) повысит эффективность работы отрасли в интересах обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности страны.

    Проведение структурных  преобразований позволит создать условия для сохранения и развития оборонно-промышленного потенциала судостроительной промышленности, высокотехнологичных производств, конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей в продукции судостроения на внутреннем и мировом рынках.

    В соответствии с принятыми в 2003-2004гг. указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации сформированы четыре интегрированные структуры на базе 21 предприятия приборостроительного и машиностроительного профиля судостроительной промышленности: